«Трон: наследие»: в отвал

Недавно один умный человек рассказывал мне (в сети рассказывал, и не только мне, а всем, кто читал), что было в истории советского кино такое. Посмотрел Иосиф Виссарионович очередной свежесостряпанный фильм и спросил, сколько, мол фильмов, у нас снимают в год? Ему говорят, столько-то мол. А он: снимайте в десять раз меньше, но в десять раз лучше.

Ну, сказано, сделано. Долго ли коротко, прошел очередной год, сняли фильмов ровно в 10 раз меньше. Глядь, а шедевров среди них - ни одного. В прежние-то времена, хоть один-два да были, а тут полный ноль. И вывели из тех событий умные люди основной закон кинопроизводства: снимать больше... еще больше! как можно больше, чтобы было куда Господу нашему божью искру закинуть.

И дела с этой искрой обстоят по-прежнему так: режиссер (маркетолог, кинокритик) предполагает, а Бог располагает. Было в восьмидесятые довольно неплохое подростковое кино под названием «Трон». Оно и сейчас, несмотря на замшелость, вполне может заинтересовать мальчишек лет 10-12, тех, что целыми днями не вылазят из компьютерных игр.

И неважно, что с тех пор многое изменилось, а игры стали сильно богаче и круче. Просто-напросто вопрос «а что было бы, если б человек залез внутрь компьютера» в фильме «Трон-1» свеж и остер настолько, что даже сейчас будоражит фантазию и заставляет придумывать продолжение. И братья Вачовски где-то на краю сознания маячат, а куда теперича без них-то...

Понятно, что как раз эти-то свежесть и острота и привлекли внимание тех, кто ищет сюжеты для обеспечения «вала по плану». А что, любопытно же было - взять старенькую, убого снятую, местами нудноватую, но с золотой сердцевиной сказку и нарядить ее в дорогостоящие современные кинотехнологии.

Да, просто поразительно, до чего подводит творческих людей самоуверенность. Гламурно светящиеся костюмы героев второго «Трона», вне всяких сомнений, роскошны. Внутрикомпьютерные интерьеры так и просятся на страницы дорогих глянцевых журналов, с каковых страниц, они, собственно и сошли. Старые добрые световые моцики, на которых гонял молодой Флинн-старший, превратились в сверкающие 3D-чудища. А свежести как не бывало.

И я представляю, как заманчиво выглядела эта история в предварительном эскизе: создатель программы становится заложником своего творения, бог из машины воображает себя Богом, юный рыцарь помогает освободить мир от злого гения... в общем, многообещающие направления. Почему же столь богатая идея дала столь скудные плоды? Почему не озарила муза искрой «Трон»-2, а при всей грандиозности бюджета поместила фильм в серые статистические отвалы?

Может, дело в том, что за почти что тридцать лет, прошедших с первого «Трона» человек стал склонен видеть в компьютере скорее проблему, нежели чудо? Да, люди явно выросли из надежды на появление Кого-то Доброго и Умного, Кто решит все проблемы человечества раз и навсегда. При этом, когда я говорю «выросли», я имею в виду не столько зрителя, сколько режиссеров и сценаристов.

Не получилось у нестарого, но слишком взрослого, все на свете «Матрицы» и «Терминаторы» повидавшего Джозефа Косински снять кино о самозарождающихся нерукотворных программах, несущих свет и радость всему человечеству. Чувствуется некая фальшь, как в голосе усталого папы, быстрым шепотом договаривающего малышу сказку «а потом они жили долго-долго и были счастливы-счастливы».

А то, что «Трон:наследие» - это сказка, сомнений нет. Программы-стражники, программы-слуги, программы-гладиаторы, программа-тиран... Близкие и понятные каждому ребенку образы, не лишенные даже некоторой поэзии. Жаль только, что не удалось режиссеру и сценаристам дополнить эту феодальную поэзию чем-то более современным, живым и интересным.

В общем, как ни крути, «Трон: наследие» - это отвал. Конечно, справедливость требует признать, что голливудский отвал, как правило, хорошо и добротно сделан, что 3D-гонки и 3D-битвы очень развлекают, а на шикарно одетых и хорошо сложенных актрис и актеров приятно посмотреть, но все-таки...

Все-таки, главные эмоции, которые рождает в нас любое неудавшееся произведение - это скука и досада. И каким бы снисходительным ни был зритель, время всегда все расставляет по местам. Я допускаю, что через 20-30 лет «Трон: наследие» будут пересматривать. Но вот только кто? Помешанный на фантастике дотошный юноша или журналист, ведущий киношную рубрику перед просмотром очередного «Трона». Впрочем, для отвала и этого много.

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии