«Крысиный король» vs «Ужас ночи»

Знаю, знаю, «Носферату. Ужас ночи» вышел еще черт знает когда. Чуть ли не в октябре. Да, точно, в конце октября. Но я вот увидел его вчера и понял, что теперь, мне, слава Создателю, есть что сказать людям. Ибо после внимательного и вдумчивого просмотра «Щелкунчика» by Кочаловский, я был грустен и пуст, как пыльный стакан.

Да, да, все, что мы знали про «Щелкунчика» еще до официальной премьеры в России, всё оказалось правдой. Много образов и идей: Мастер сыпал их прямо-таки горстями, как конфетти. И ценность этих образов оказалась ровно такой же, как у новогодних блестяшек; полетали, покружились в воздухе и разноцветным сором осели на пол - кто о них теперь вспомнит.

И это, согласитесь, совсем не странно. Говорят, Кончаловский хотел поставить «Щелкунчика» еще в 60-е. Вот жаль, что тогда не вышло. Творческие идеи в отличие от научных имеют свойство если не протухать, то терять с годами силу и аромат.

Многочисленные авторские находки, собранные в «Щелкунчике», разумеется, видны зрителю, но уже как бы утратили значение для самого автора, он уже ушел куда-то в такие дали, куда нам за ним не поспеть. И это делает разговор режиссера с нами странным. Вот как если бы талантливый рассказчик после каждого предложения говорил: «а, это ерунда, не обращайте внимания, лучше слушайте дальше».

Счастливая Вена, довоенный мир, югендштиль, богатые еврейские фамилии, как опора нации, и - завоеванная страна принца, в которой ничего этого больше нет, а живет диктатор, фотографирующий плачущих детишек. Сколько всего, сколько, сколько... Но задуматься некогда ни нам, ни режиссеру, летим, летим, быстро, быстро, и ничего не успеваем ни понять, ни разглядеть.

Впрочем, главную драгоценность мы заметить успеваем, еще бы! Весь фильм держится на Эль Фаннинг, я не я, если это не восходящая звезда мирового кино. Верно и то, что с этой великолепной, юной актрисой никто в «Щелкунчике», к сожалению, не может сравниться. Конечно, есть в истории мирового кинематографа произведения, построенные на личности и таланте одного актера, но «Щелкунчик» - явно не тот случай.

А вот крысы в гитлеровской форме - отдельный разговор. Как остро это смотрелось бы в 60-е, и как мертво и бессильно выглядит сейчас... Нет, эта жуткая форма по-прежнему напоминает тем, кто при памяти, о страшном и кровавом, но, в целом, образ получился затертым и чуть ли не пошлым, как падонковское «фошызд» в айсикьюшной болтовне.

Может, это вышло из-за того, что персонажам автор разрешил говорить на современном жаргоне, а рассказать о современных страхах, мучающих наш, современный мир, не решился? Пожертвовал ими ради искусства, которое требует красивых метафор. Вена начала 20 века против старых касок и фуражек с высокой тульей. А о них-то, если честно, нужно новым детям заново рассказывать. И не между делом.

Однако, при всем при том, Андрей Кончаловский - это Андрей Кончаловский. Его кино смотреть и детям показывать нужно. Дети, которым «родники серебряные» и «золотые россыпи» авторской мудрости не слепят глаза, понимают все, как надо. Вот - наши, а вот - не наши. Мы за наших, гадов долой, добро побеждает. И дети, кстати, с легкостью улавливают главную авторскую идею: технологическая цивилизация способна погубить (и погубит-таки) настоящее искусство.

Музыка тоже оставила ощущение сухости во рту - почему, почему мне не дали послушать эти замечательные арии в оригинальном исполнении?! Короче, посмотрев «Щелкунчика», ощутил я неудовлетворенность и тревогу. И вот на этой вот волне схватил я другое произведение, созданное не Знаменитым Мастером, а полным энтузиазма дилетантом. И что вы себе думаете? Я таки пришел в восторг.

Да, я все про этот мультик знал, кто его сделал, когда и почему. Откровенный Владимир Мариничев, давший в свое время интервью openspace.ru, изрядно поплатился за свою откровенность - только ленивый не пнул его в любительских отзывах на различных сайтах.

Я вам скажу откровенно, мультиком «Носферату. Ужас ночи» я наслаждался. Как наслаждаются талантливым капустником. Из таких-то вот капустников, я убежден, многое вырастает, если авторы не бросают учиться. У Мариничева и компании есть нечто, чего уже нет у многих признанных и маститых: свежий взгляд.

О ценности свежего взгляда знают и режиссеры и писатели: нам, зрителям и читателям, интереснее всего взглянуть на нас самих глазами ребенка или инопланетянина. И наплевать, что все деревья в парке одинаковые, а движения персонажей не очень ловкие - зато я вижу преступника Дракулу и лондонских ментов с совершенно неожиданной стороны.

Вот это-то и привлекает: мир странный, необычный, до которого я бы сам не додумался, но который мне, тем не менее, близок и понятен. Я уж не говорю о песнях в исполнении Billy's Band, группы, которая так же, как и авторский коллектив «Носферату», держится ниши дилетантов, подражателей, сохраняя тем самым непосредственность и неиспорченный коммерческими интересами энтузиазм.

Ну и не могу обойти тот факт, что авторов мультика, как это называется, «пёрло». Потоки творческой энергии, неких таинственных заряженных частиц изливаются на нас с экранов, и чем плотнее это излучение, тем живее отклик. Я не склоняю почтительно и задумчиво главу перед фильмом В. Мариничева, но вспоминаю о нем с большим удовольствием.

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии