«Инопланетное вторжение» и «Тайна красной планеты»

Забавно, как иногда рифмуются премьеры: на этой неделе у нас толпы инопланетян. Одни вторгаются в большой и красивый Лос-Анджелес, другие в какой-то пригород, но тоже в Штатах. Те, которые в Лос-Анджелес, обставляют свое пришествие грохотом и многочисленными человеческими жертвами; в пригороде все происходит шито-крыто. Роднит эти две повести то, что и там и там инопланетяне относятся к людям потребительски, безо всяких там «мы пришли к вам с миром».

Если подойти беспристрастно, то, в принципе, обе ленты сделаны на совесть. Разница только в том, что создатели фильма «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» в совесть не вкладывали творчества, сочтя, видимо, что искренне переживать по такому смешному поводу, как вторжение инопланетян, люди закончили еще во времена Герберта Уэллса, а значит, все силы надо кинуть на взрывы, стрельбу и пожары.

Кстати о Герберте Уэллсе. В отличие от режиссера «Битвы за Лос-Анджелес» Джонатана Либесмана, правнук знаменитого фантаста взялся за создание «Mars Needs Moms» или «Тайны красной планеты» с энтузиазмом, достойным великого предка. Все, что происходит с его персонажами, происходит в первый раз - не знаю, как вы, а я научился ценить это неуловимое, но захватывающее ощущение «первого прикосновения».

И мальчик Майло, и его друзья, и даже марсиане, все искренне ошеломлены этими внезапно свалившимися на них приключениями, и это ошеломление накрывает и вас, да почище, чем все три-дэ эффекты. А вот о героях Лос-Анджелеса мы уже так сказать не можем. Такое складывается впечатление, что нашествие инопланетных тварей они переживают, минимум, два раза в год, как русские переживают нашествие зимы и лета - на лицах мужественная скука и покорность судьбе.

Нельзя не признать, конечно, что прием «трясущаяся камера в руках очевидца» в «Битве за Лос-Анджелес» доведен, до совершенства, или, что, в данном случае одно и то же, до логического конца. Прием логически скончался в рамках одного фильма и убил все то, что еще оставалось в сценарии человеческого и волнующего.

Объясняется этот эффект просто: камера в руках очевидца - это сильная штука, так как ставит печать максимальной достоверности на наблюдаемый эпизод. Но такая камера обязательно предполагает посредника, того самого очевидца, чьи руки так трясутся от возбуждения или страха. Однако зрителю далеко не всегда нужен посредник, в самые драматические эпизоды он напоминает, что ты-то сидишь в уютном кресле, а то, что там тебе показывают (даже если это новости), по большому счету - не твои проблемы.

А должны быть твои. Как у Саймона Уэллса, когда мальчишка убегает от преследователей, а весь зал ахает и охает, потому что переживает. В «Битве за Лос-Анджелес» даже хаос начала внезапной войны подан так, что никто и не вздрогнет. Вот тут-то и возникает закономерный вопрос: «Битва за Лос-Анджелес» - что это?

Если это развлечение, как и большинство фильмов про инопланетян, то зачем тогда дрожащие руки очевидца и суровое отсутствие даже намека на интересный, фантастический поворот? Если это «кино про войну» (возгонка патриотизма в народе? Вторжение в Лос-Анджелес инопланетян вместо талибов), тогда легкость, с которой герои взирают в финале на горящий, разрушенный город непонятна и даже неуместна.

Словом, ни уму, ни сердцу. «Тайна красной планеты» в этом плане догнала и перегнала унылую «Битву» с легкостью КАМАЗа, обгоняющего на трассе мужичка на телеге. Сюжет (фильм снят по книге) сразу поднимает фильм на высоту, доступную только экранизациям. Сколько бы ни говорили, что экранизация губит то-то и то-то, тем не менее, надо признать: любовно выписанная, отшлифованная история всегда светится в самой сердцевине даже скромно сделанного фильма, как драгоценный камень.

Однако сверкает в «Тайне...» не только история. Движения и мимика персонажей, пейзажи и интерьеры - хоть и должны мы, по идее, уже как бы привыкнуть к технологии performance capture - все равно, как -то невольно восхищаешься и обалдеваешь. Красиво и масштабно - вот два слова, которые довольно точно описывают «Тайну красной планеты». Три-дэ здесь встроено в фильм очень прочно: как, скажите пожалуйста, без три-дэ мы бы летали с героями в условиях низкой гравитации?

Единственный не очень приятный момент: на мой взгляд, в «Тайне красной планеты» немножко скомкан финал. Так отчетливо понятно, что создателям просто не хватило экранного времени (вот они, минусы экранизации) и в результате, слеза, которая должна была естественным образом набухнуть у зрителя к финалу, слегка выжата из него коленом сценаристов.

Но даже этот косяк не испортит удовольствия вашим детям. Да, и озвучен фильм просто гениально - отличный перевод, отличные голоса (стоит послушать, как марсианка всея Руси, Жанна Агузарова озвучивает там сама себя). Так что вот так. Судия Земекиса плюс искренний режиссер плюс качественный дубляж - получаем нескучный выходной. Что нам еще от инопланетян надо...

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии