«Пол: секретный материальчик»: печворк

Это только бритты так умеют: из кусочков старых, вышедших из употребления идей, заброшенных на чердак представлений о мире сшить добротное кино, которое мне, например, не стыдно поместить в личную коллекцию. Режиссер, правда, американец, но это ничего: зато никто не сможет сказать, что авторы издеваются над провинциальными манерами жителей необъятных североамериканских штатов. С американцем Грегом Моттолой это уже не издевка, а самоирония.

А с другой стороны... Вот давайте с другой стороны посмотрим. Печворк или искусство создания лоскутных одеял из всякой лабуды (в ход идут и заношенные лавсановые панталоны и модная в 70-е кофточка из чистого акрила) вообще не знает таких тонкостей, как ирония или издевка. Правило только одно: делай прочно, на совесть, и тогда твое творение непременно станет произведением искусства. Бывает, конечно, что даже пэчворк умудряются превратить в поддельно-гламурную хрень, но в данном случае за дело взялись британские умельцы Саймон Пегг и Ник Фрост, так что халтура исключена.

Пегг и Фрост в этой милой винтажной постройке выступают за сценаристов и за главных героев одновременно, и на то, что они там выдумывают и вытворяют, смотреть без смеха могут только домашние животные. Их персонажи - англичане, художник и писатель, приехавшие в Штаты; они очень близкие друзья, но не геи, нет, не геи. Они просто очень симпатичные уроды и подозрительные чужаки. Американцы на их фоне выглядят своими в доску, понятными и простыми, как дважды два, что, впрочем, также не мешает им быть уродами, в своем, американском смысле.

Единственный нормальный человек в фильме - инопланетянин Пол. Он не только пытается по мере сил выправлять аберрации психики встречающихся ему жителей Старого и Нового Света, но и, являясь выходцем из штатовского ренессанса (50-е, 60-е, 70-е), у нас на глазах творит пэчворк из легенд навсегда ушедшего золотого века. Хиппи, маленькие зеленые человечки, секретные агенты, Невада, дикие фермеры - оживить эти знаки может только тот, кто их очень любит, и Пол своей экономной четырехпалой ручонкой то и дело нажимает на кнопки, запускающие целые оркестры в душах шестидесятников и прочих поклонников научной фантастики.

Ссылки и указатели, уводящие нас в славное прошлое, щедро рассыпаны по фильму. Понятно, что искать в этом какой-то глубины и ностальгии смысла нет, ну, что же, ну защемит вдруг внезапно сердце при виде какого-то знакомого лоскутка: «ай, это же!.. помнишь?!». Было, было когда-то. Недолог век вещей, политических песен и фантастических кинофильмов, и хорошо, что есть на свете долбанутые коллекционеры и неряхи, которым лень выкинуть на помойку старый хлам.

Что же касается грубого юмора, за который Моттолу, Пегга и Фроста снисходительно журят… На самом деле, конечно, ничего такого там нет. Сиськи, жопы, fuck'и выглядят грубыми, только, когда творцы фильмов специально, торжественно, с ритуальными приседаниями и поклонами разрешают им на миг появиться, чтобы тут же кокетливо похлопать себя по губам. «Пол» далек от такой пошлости. Бывшая христианка, которая учится ругаться неприличными словами - это, конечно, бриллиант. Хорош также инопланетянин, у которого любой жест (и этот в том числе) выглядит изящно и свежо.

Словом, затея удалась. Один из лучших фильмов последнего полугодия. Не могу, разумеется, не отметить великолепный дубляж - похоже, что в этом тонком искусстве России скоро не будет равных. Интересно, есть всемирные фестивали дубляжа? Надо чтоб были. А Павел Воля-то, а? Хиханьки всё да хаханьки, а он вон как инопланетянина-то озвучил. Прямо-таки талант. Как говорят матерые кинообозреватели, «один из создателей образа».

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии