«Исходный код»: вначале было слово

Самый что ни на есть примитивный зрительский интерес - вот фундамент, на котором должно стоять здание приключенческого фильма. Если, досмотрев до самого конца, вы обнаруживаете, что судьбы героев вас по-прежнему волнуют, а финал, нарисованный вашей сверхпрыткой мыслью не совпал с авторским, мало того, авторский вариант остроумнее и лучше вашего, значит, фильм (по крайней мере для вас) удался однозначно.

«Исходный код» построен на каких-то, нынче уже почти забытых (немодных что ли?) принципах. Как и полагается, в старом добром хорошем фантастическом кино, авторы сразу берут быка за рога, и с первого кадра события начинают развиваться с ошеломляющей быстротой. Истинный смысл этих захватывающих событий, ясное дело, скрыт от нас до поры до времени. Тайна сокрыта достаточно надежно, но все же не настолько, чтобы зритель устал докапываться до сути.

Любопытно еще и то, что уже разгаданная, а вернее, раскрытая авторами, эта тайна не разочаровывает. Видимо, все дело в том, что непростые ребята сценарист Бен Рипли и режиссер Дункан Джонс решили построить интригу не на поисках террориста главным героем, а на поисках героем самого себя, причем, поиск осуществляется в абсолютно новом для героя пространстве-времени незнакомого, и во многом, еще не существующего мира.

Кстати о героях. Звезда фильмов «Горбатая гора» и «Любовь и другие лекарства» Джейк Джилленхол, играющий Колтера Стивенса, в свои тридцать уже абсолютно сложился, как творческая личность. «Исходный код» окончательно закрепляет его амплуа стойкого оловянного солдатика и убежденного идеалиста. Удачнейший выбор сделал Джонс, на мой взгляд. А кто еще способен творить миры? Только убежденные идеалисты.

В общем, вы как хотите, а на меня от произведения Джонса и Рипли повеяло старым, добрым психологическим триллером, создатели которого как бы понятия не имеют о разъедающей искусство ржавчине маркетинга. И то, что в качестве исходного кода они взяли не что-нибудь, а тезис о примате сознания над материей лишний раз подтверждает это - не каждый дерзнет построить кино для массового зрителя на этой богатой, но слишком заумной идее.

А на идею в фильме «Исходный код» работает все: и многократное возвращение героя к исходной точке, и созданная его воображением капсула, и чужое лицо в зеркале и фраза «я стал другим человеком» - пространство усеяно, как кнопками, намеками и аллюзиями. Стоит только мысленно кликнуть по такой кнопке, как тут же вываливается целое меню с новыми, иногда неожиданными смысловыми ссылками и вопросами,

Отличные отзывы американских критиков на фильм, бюджет которого по голливудским меркам весьма скромный, тоже служат доказательством того, что «вначале было слово», и слово это - талант, без какового таланта никакие материальные средства автору не помогут. А с талантом - нате вам, пожалуйста. Ни тебе парящих в небе разноцветных драконов, ни светящихся ядовитых грибов, пять раз одна и та же мизансцена, одни и те же декорации, а оторваться почему-то невозможно.

Разумеется, «Исходный код», не свободен от некоторых шероховатостей, но и они, на поверку оказываются не банальными нестыковками, как это чаще всего случается с фантастическими новеллами, а всего лишь незавершенными (от постоянного, специфического триллерного цейтнота) высказываниями авторов. Словом, Дункана Джонса я беру на заметку. Не захотела природа отдохнуть на сыне Зигги Страдаста, и, слава Богу. Еще, глядишь, слетаем с ним к новым мирам.

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии