«Generation П»: голос рынды

«Generation П» - к чему это нам сегодня? Зачем поднимать из былья давно проржавевший ужас последнего потомка хомо советикуса перед неведомым будущим, давно уже наступившим? Не я один думал так, следя издалека за трудно ворочающимся процессом создания кино, который, в итоге, закончился-таки, и закончился благополучно, ибо, посмотрев это кино, я был приятно удивлен.

Как, мысленно восклицал я целый вечер, неужели где-то в нашей стране есть еще люди, которые... которые что? Талантливы и умны, но несмотря на это, имеют доступ к необходимому для творчества количеству бабла - это во-первых. И во-вторых (в-главных, я бы сказал) любят и ценят Пелевина так же, как я. Всегда приятно обнаружить новых братьев по разуму, пусть даже тебя и их разделяет пара-тройка парсеков тайги и степей.

Да и насчет устарелости «Generation П», мы, как оказалось, ошибались. Фильм громыхнул тревожно и тягуче, как медная рында, оповещающая о стихийном бедствии. «Ветер принес издалека рынды весенний намек...» Тогда, в конце 90-х, когда весь народ в едином порыве бросился изучать Наполеона Хилла и апостолов его, когда священную обязанность каждого быть богатым и успешным могли подвергать сомнению только юродивые лузеры-ретрограды... в общем, тогда Пелевина никто не принимал всерьез. Эксцентричный, но уже возлюбленный публикой писатель шутит. Богохульствует, конечно, ну да ладно, ему можно.

И только охолонув слегка от дикого первоначального накопления, отлежавшись в болоте тучных нефтяных лет, мы начинаем поднимать голову от пастбища и с удивлением окидываем взглядом то, что осталось от имиджа нашего племени, некогда считавшегося большим и сильным. Вот тут-то и является на сцену, а точнее на экраны пелевинское «человек человеку вау». Понятно, что один фильм на эту животрепещущую тему погоды не сделает, но все-таки сам факт его появления уже как-то слегка обнадеживает.

Самое, конечно, потрясающее, это то, что сценарий следует за книгой практически шаг в шаг. Никто (и Пелевин, в том числе) не был готов к тому, что «Generation П» можно перевести на киноязык. Оказалось, нет ничего невозможного для талантливого и не понаслышке знакомого с материалом Виктора Гинзбурга.

Умение показать Пелевина - вот что продемонстрировал нам этот русский американец. (Как все-таки полезно людям жить и учиться професии за границей России, об этом еще Петр Первый... В общем, идеи космополитизма - в жизнь!).

Именно тот факт, что бывший клипмейкер Гинзбург приобрел свое мастерство вне специфического (пелевинского) расейского контекста и позволил ему безо всяких ужимок и ханжества рассказать о рекламе, нет не маме, а о рекламе-маммоне. Говорят, Грымов выражал досаду, что ему самому не пришло в голову снять кино по «Generation П». Ну что тут скажешь... Не зря, наверно, не пришло. Если не сказать, слава Богу.

Отменно хороши актеры: Епифанцев, Фомин, Тактаров, Ефремов, Шнуров, Охлобыстин, да все вообще хороши. Они настолько точно совпадают с пелевинскими героями, что это даже на какую-то мистику похоже. Кто кого создал и когда? Лучше об этом не думать.

А Владимир Меньшов в роли Сейфуль-Фарсейкина? Уже только ради него одного стоит это кино посмотреть. Словом, давненько, давненько ничего подобного я не видел. Да и не слышал - саундтрек-то там тоже не простой. DJ Shadow из Нового Йорка прекрасно разбирается в мухоморах, ему ничего не нужно объяснять. Юные пелевинцы, к борьбе за это дело будьте готовы!..

И еще. Именно Гинзбургу (и больше пока никому, даже тем, кто творил в те годы) удалась атмосфера 90-х. Про то, что 90-е были лихими и жуткими, это все помнят. А вот про подъем, который мы тогда испытывали, подъем странный, пьяноватый и буйный, уже и забыли. На хорошо унавоженной черт знает какими деньгами почве буйно расцветали какие-то медиапроекты, какие-то радиостанции и телеканалы, рождались сверхновые звезды-ди-джеи, звезды-журналисты и все бурлило, как в 1917-м. Кстати, наверное, еще и поэтому Пелевину тогда не верили - какая Иштар, какой вау-фактор? Да у нас все отлично, а будет еще отличнее!

«Здесь все правда», - сообщил на премьере Иван Охолбыстин. И это так. И эта, нежданно стукнувшая в сердце правда, пожалуй, даже отодвигает в сторону вопрос «шедевр или не шедевр». Просто хорошее кино. Намного лучше, чем мы, наученные горьким опытом маловеры, могли подумать.

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии