«Джейн Эйр»: звезда-феминистка

Есть романы прямо-таки созданные для кинематографа. «Джен Эйр» Шарлотты Бронте из таких. Что характерно, многочисленных режиссеров, бравшихся за экранизацию, не смущали ни объем романа, ни его почтенный возраст. Надо отдать должное Кэри Фукунага - из сценария Моиры Буффини он сложил весьма компактную историю, в которой, тем не менее, отражены все ключевые моменты книги.

Что же касается возраста произведения... Не мной замечено, что проблемы, поднятые тридцатилетней писательницей более полутора сотен лет назад, будут актуальны еще столько же времени, а то как бы и не дольше. Интересно, конечно, и то, как экранизации фиксируют взгляд общества на эти проблемы в разные годы 20-го, а теперь уже и 21 века, но сейчас не об этом.

Мне бы не хотелось сравнивать фильм Фукунага с произведениями его предшественников, если кому интересно, смотрите и сравнивайте сами (да их всего-то восемь, этих экранизаций, включая сериал, за сутки управитесь). Лично я, как поклонник, нет не творчества, а исключительной, бескомпромиссной честности мисс Бронте, подхожу к каждой экранизации именно с точки зрения соответствия ее этой самой честности.

С этой точки зрения, Фукунага показал себя молодцом, ибо над каждым режиссером, снимающем сагу о маленькой гувернантке, дамокловым мечом висит соблазн заблудиться в немыслимо стильной и романтичной викторианской Англии. Пейзажи, замки, лошади, гусиные перья, кринолины - ай-вэй, какой материал, какая фактура... Легко забыть о том, что для героини Шарлотты Бронте вся эта мишура была всего лишь декорацией.

Фукунага о таких вещах помнит - уже один только выбор актрисы на главную роль доказывает это. Миа Васиковска лишена какого бы то ни было кокетства, ее Джейн Эйр и вправду умрет за свои принципы, тут просто никаких сомнений даже быть не может. Жалеть приходится только об одном - рамки фильма не позволили в полную силу развернуться даже тем сценам, которым там нашлось место. Если бы этих рамок не было, возможно Джейн Эйр-2011 была бы как нельзя более близка к оригинальному, книжному образу.

Жаль, конечно, что современному зрителю, как правило, виден лишь контур (и то размытый) того смысла, который вкладывала в свое скандальное произведение Бронте. Женщины уже так давно пользуются плодами эмансипации, что позабыли о своих отважных пионерках (во всяком случае, многие позабыли, да так оно и должно было случиться).

Миа Васиковска может с полным правом считать себя прямым потомком первых феминисток - в ней каким-то чудом ожила чокнутая бунтарка, посмевшая во времена глухого патриархата поставить себя на одну доску с мужчиной (вообще непонятно как ей это в голову пришло?), посмевшая возражать и ему, и всему добропорядочному окружению. Кстати, эта австралийка уже второй раз играет классическую англичанку, видать там у них, в Австралии, эти полузабытые характеры еще сохранились вместе с кенгуру.

Что же до других персонажей, то им и подавно тесно в двухчасовой картине. Для тех, кто не читал произведение навсегда останется загадкой, чем привлек внимание умной, серьезной и талантливой Джейн Эйр богатый бездельник Рочестер (Майкл Фассбендер). Второму тирану романа - СентДжону Риверсу повезло еще меньше; и хотя Джейми Белл очень старался, его старания пропали зря - на отведенном ему крохотном пятачке невозможно было исполнить отягощенного тяжелыми комплексами священника, одну из самых шокирующих фигур книги.

Словом так: новый фильм ни в коем случае нельзя назвать провалом, хотя многое у нас, фанатов английского критического реализма и вызывает досаду. Стоит посмотреть новую «Джейн Эйр» хотя бы из-за восходящей звезды с трудносклоняемым именем Миа Васиковска. Искренне надеюсь, что у этой актрисы впереди грандиозные свершения.

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии