Такой спокойный Рембрандт

Такой спокойный РембрандтА вы знаете, почему картины Рембрандта так ценятся в мировом искусстве? Канадские ученые, кажется, нашли ответ на этот вопрос. Оказывается, при разглядывании портретов работы Рембрандта, глаза человека перемещаются не так быстро от одной точки картины к другой, как при разглядывании фотографий.

Рембрандт Харменс ван Рейн, голландский художник, крупнейший представитель эпохи барокко считается величайшим мастером передачи игры света и тени и мастером психологического портрета. Рембрандт в последние годы жизни часто писавший портреты бедняков, простых людей, умер в нищете. В наше время он считается одним из величайших мастеров изобразительного искусства, а его картины поистине бесценны.

Канадские ученые из Университета Британской Колумбии взялись объяснить феномен портретов Рембрандта с научной точки зрения. В их статье утверждается, что Рембрандт является первым в мире художником, который применил специальную технику написания портрета. В результате у зрителя создается особенное, как пишут исследователи, «спокойное» ощущение от картины.

Причем непроизвольно все ценители искусства смотрят в первую очередь на конкретные области портрета. К таким выводам Стив Дипаола и его коллеги пришли по итогам достаточно интересного эксперимента. Они отобрали 4 портрета Рембрандта, после чего подобрали четырех похожих на героев этих картин людей и сфотографировали каждого в такой же одежде, позе и при таком же освещении, как у Рембрандта.

После этого фотографии были с помощью компьютера стилизованы под картины Рембрандта, с учетом его палитры красок, толщины кистей и тому подобных факторов. Еще одной процедурой стала проверка и последние исправления фотографии «под оригинал» с использованием четырех областей: вокруг каждого глаза и с каждой стороны относительно подбородка, там, где нижняя часть лица пересекается с одеждой и задним фоном.

После того, как эксперимент был подготовлен, участвующим в эксперименте людям были показаны оригинальные портреты Рембрандта и стилизованные под них фотографии на разных стадиях описанной выше обработки. Специальная система следила за движениями глаз участников эксперимента и фиксировала, сколько времени и какую часть портрета они разглядывают.

Оказалось, что при разглядывании портретов Рембрандта глаза человека перемещаются от одной точки картины к другой гораздо медленнее, чем при разглядывании фотографии, пусть и стилизованной под голландского художника. В среднем для получения впечатления от фотографии испытуемым требовалось 16 фиксаций, а для изучения портрета Рембрандта – 14. Именно поэтому ученые назвали ощущение от портретов Рембрандта «спокойным».

«Рассматривая портреты, подобные рембрандтовским, зрители в первую очередь обращают внимание на глаза и смотрят на них в течение долгого времени, спокойными движениями перемещая свой взгляд вокруг этой области, – сообщил ведущий автор работы Стив Дипаола. – Еще один эффект, который создает нарративное (повествовательное) ощущение от картины, – это переход от резких краев к размытым.

С помощью этих методов Рембрандт, спустя сотни лет после смерти, исполняет роль «экскурсовода», так как он «направляет» взгляд зрителя и этим создает уникальный рассказ. Сейчас уже не узнать, делал ли он так потому, что специально фиксировал движения собственных глаз, или же догадался интуитивно. Главное, что Рембрандт продемонстрировал понимание принципов работы человеческого глаза, которые позднее были точно доказаны».

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии