«Черный пиар» в моде, но уже не так эффективен

Специалисты ЦИК «Рейтинг» попытались выяснить роль «черного пиара» в современном мире. Для этого они опросили российских политологов, которые непосредственно связаны с данными методами пиара. В исследовании поучаствовали следующие эксперты: Олег Матвейчев, Павел Данилин, Ярослав Игнатовский, Андрей Аникеев, Виталий Арьков, Андрей Гусев и Дмитрий Фетисов. Все они долгое время занимаются методологией пиара и ведут информационную работу в той или иной области.

Автор популярных книг о PR-Technologies Олег Матвейчев пояснил, что «черный PR» применяется практически во всех сферах и очень активно. Иногда очень сложно отличить естественный пиар от черного, так как поток информации сложно отследить. Напомним, что Олег также является научным сотрудником ВШЭ. По его мнению, в последние годы международная политика использует «черный пиар» для достижения своих целей. Он привел пример с информационными атаками на Россию. Запад намеренно проводит политику пиара против РФ, используя не самые демократичные методы. Не так давно российских хакеров обвинили в том, что они взломали серверы одной из партий Америки в ходе предвыборной гонки.

Также западные политики не раз подрывали престиж Российской Федерации антидопинговым скандалом во время Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Во всех этих случаях использовался «черный пиар». Но бывают и примитивные примеры, когда идет необоснованный вброс информации в общество. Например, в Казахстане развернулась информационная борьба против крупных чиновников и влиятельных предпринимателей. В виде компромата была представлена электронная переписка Кенеса Ракишева с представителями шоу-бизнеса. Спустя некоторое время, эксперты установили, что доказательства фальшивые.

В «черном PR» используются часто псевдодоказательства для подтверждения какой-либо информации. В результате этих действий новость о взломанной почте быстро распространилась как в сети, так и по ТВ. Цель кампании заключается в дискредитации неугодных предпринимателей из Казахстана на международной арене. Европейские СМИ пытались сделать из бывшего финансиста Мухтара Аблязова жертву диктатуры казахстанских властей. Но даже самому непросвещенному человеку было понятно, что работа выполнена грубо и неправдоподобно.

Подтасовкой фактов занимались очень активно в 1990-е, тогда этой было нормой. Однако изменения в законодательной базе прекратили этот балаган. Хотя специалистов по пиару это не остановило, они нашли новые лазейки, включая использование Интернета. С каждым годом методов «черного пиара» в сети становится все больше. Отличным примером является ситуация с электронной почтой, когда слушатель принимает информацию за веру, так как проверить данный факт нельзя.

Стоит отметить, что PR-деятельность дается не всем, как и в любой другой области есть профессионалы и «чайники». Поэтому «черный пиар» может быть сделан эффективно или непродуктивно, все зависит от опыта, таланта и желания «пиарщика». Если рассматривать пиар-кампанию Казахстана, то на деле все получилось безграмотно, просто и неинтересно.

А вот эффективный пиар, по мнению Матвейчева, был продемонстрирован командой Трампа, которая вела борьбу с Хилари Клинтон за кресло президента. В процессе предвыборной гонки против Дональда были настроены все популярные издания и медиахолдинги. Тем не менее, миллиардер выиграл за счет умных формулировок, ярких образов и грамотных высказываний, которые ставили госпожу Клинтон в невыгодном свете. В данном случае «черный пиар» был выполнен на самом высоком уровне. Этот пример послужит для многих «пиарщиков» источником вдохновения.

Олег Матвейчев напомнил, что «черный пиар» отличается от белого грязными методами ведения информационной борьбы. Ведь суть в том, чтобы придумать как можно больше небылиц и испортить репутацию оппонента. Безусловно, специалисты выбирают неэтичные методы, чтобы достигнуть своей цели. Другими словами, «черные пиарщики» ведут бой без правил со всевозможными нарушениями и санкциями.

Руководитель портала «Кремль.org» Павел Данилин отметил, что чаще всего «черный пиар» применяют против депутатов Государственной Думы и чиновников. Данилин привел пример с главой Самарской области Николаем Меркушкиным, которого пытались сместить с поста. В похожую ситуацию попал губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.

Несмотря на то, что 1990-е уже далеко позади, «черный пиар» по-прежнему популярен в России. Со временем он стал извращеннее и искуснее. Информация подается как новость, в которую следует поверить. С появлением интернета, «пиарщики» стали использовать этот ресурс, подключая различные общественные организации, которые питаются через гранты иностранных организаций. Кстати, по такому сценарию работает Алексей Навальный, пытаясь дискредитировать действующее правительство всеми возможными и невозможными способами. Появилось даже новое выражение – «общественное расследование».

Грань между достоверной информацией и «черным пиаром» заключается в интерпретациях. Также «пиарщики» любят делать натяжки фактов, которые сильно бьют по репутации чиновников. Даже если обвинение снято, то у людей все равно остается осадок на душе

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии