«Я не лягу под «Стилягу»!

Посмотрев фильм «Стиляги», буквально на следующий день я полюбопытствовал – а что там у нас о «Стилягах» имеется во Всемирной Паутине? Первым делом обнаружился симпатичный сайт www.stilyagifilm.ru. Что ж, приятно, когда сетевая поддержка хорошего фильма сделана не абы-как, а на вполне достойном уровне. Особенно увлекательными на этом сайте оказались разделы «пресса», «стиляги 195...» и форум. Побродив по этому форуму, я с головой нырнул в обсуждение «Стиляг» в ЖЖ и на всевозможных киносайтах. Вынырнул сильно озадаченным.

Неприятно поразило немалое количество патетических комментариев в духе: «Стиляги» - это шедевр издевательства над нашими дедушками и бабушками, над нашим простым, скромным и трудолюбивым советским народом! Народ только-только войну выиграл, страну восстанавливал, верил в иделы, вальсы, польки и краковяк танцевал в парках культуры и отдыха! А стиляги, детки советской элиты, бесившиеся с жиру, всех этих замечательных советских людей поголовно записали в «жлобы». Да не было у этих стиляг на самом деле никакого прорыва к свободе, одно только тупое киряние-барание, хаты, чувихи, заграничные шмотки да пластинки. И правильно им комсомольцы портняжными ножницами волосы обрезали да штанины брюк-дудочек разрывали до промежности! Потому что именно они, cтиляги, и начали подтачивать изнутри нашу Великую Советскую Империю!»

А вот и апофеоз. Я бы даже сказал, апофигей. С www.kinopoisk.ru, если не ошибаюсь. «Нам в этом фильме, повторюсь, в очередной раз показывают Комсомол как некий Гитлерюгенд, готовый на все, чтобы блюсти линию партии. Показывают то, с каким наслаждением представители этой организации издеваются над бедными и беззащитными стилягами, терроризируют их, унижают, выставляют на посмешище. При этом люди, которые снимали фильм, забыли, из какой среды выходили эти самые стиляги!? Забыли то, что во многом благодаря Комсомолу Советская, нынче просто Россия, достигла того, чего она достигла, тех высот в науке и искусстве. Забыли и то, что у молодых людей тех лет было гораздо больше возможностей для самовыражения и самосовершенствования, чем сейчас»!

...М-н-да... Под фразой «во многом благодаря Комсомолу Советская, нынче просто Россия, достигла того, чего она достигла», думаю, с удовольствием подпишется любой бывший комсомолец. И комсомолец Ходорковский, и комсомолец Медведев, и комсомолец Прохоров, благодарность которому выражают в тирах создатели «Стиляг». Но я не об этом. К авторам подобных комментариев, как справедливо заметил кто-то, и в профиль не заглядывай – год рождения 198... Ну, в крайнем случае, самый конец 70-ых. И представления о Великой Советской Империи у них на уровне песни группы «Ундервудъ» «Очень хочется в Советский Союз» (отличной песни, кстати).

Им, видимо, трудно представить, что Советский Союз 70-80-ых, о котором уважаемым «аффтарам» папа и мама рассказывали много хорошего, и Великая Советская Империя середины 50-ых – это две большие, очень большие разницы. И, похоже, сложно осознать, что фильм «Стиляги» ни в коем случае не претендует на историческую точность, в противном случае он был бы гораздо более жестким и трагичным. «Стиляги» - это все-таки музыкальный фильм (хотя его создатели упорно избегают слова «мюзикл»), и в нем, как и должно быть в нормальном музыкальном фильме, все чересчур, все через край, все заметно преувеличено. И попугайская яркость стиляг, и тоталитарная серость комсомольцев - в жизни все было скромнее, беднее, проще, но разнообразнее, с бОльшим количеством оттенков, полутонов и нюансов. И жестче, намного жестче.

Есть еще один мощный аргумент против доводов всех этих юных защитников светлой памяти Великой Советской Империи. Его, аргумент этот, великолепно сыграл Сергей Гармаш. Отец у юного стиляги Мэла – ни в одном месте не жлоб. Он – фронтовик и молодчина, настоящий русский мужик. Да, он относится к стиляжничеству своего старшего, как к юношеской дури, и он по-своему совершенно прав; но при этом его совершенно невозможно представить себе во всех этих комсомольских патрулях, «бригадмилах» и прочих народных дружинах, разрывающих узкие штанины и укорачивающих прически портновскими ножницами. Потому как не мужицкое это занятие – гонять по паркам и танцплощадкам малолетних олухов, разряженных и причесанных так, будто собрались «по деревне девок пугать».

Боб – студент-медик, Польза работает медсестрой, Дрын – тот вообще ученик токаря. Вот и рушится стройная теория о том, что все стиляги были мальчиками-мажорами и девочками-мажорками. Но у адептов этой теории остается последний, великий и ужасный довод – кем бы они ни были, стиляги эти, Империю-то нашу замечательную именно они начали подрывать изнутри! Империю им жалко, видите ли. Империю, в которой они практически не жили, которой толком не помнят, которую не знают настолько, что вполне серьезно задают на форумах и в гостевых книгах вопросы «да за что вообще комсомольцы гоняли этих придурков-стиляг, зачем им это было нужно?»

Вы знаете, а я их понимаю. Год рождения 198... - значит, 14 – 18 лет им было в 90-ых. Значит, взрослели они в стране, которая постоянно была унижена, постоянно кому-то должна, постоянно в чем-то оправдывалась, в чем-то каялась, и при этом устами своих властей и политиков постоянно лгала своим гражданам так, что сивый мерин просто отдыхает. Вот этим унижением и питается их тоска по Советскому Союзу, в котором «у нас была великая эпоха». А с великой эпохой ну никак не сравнится нефтегазовая стабильность «нулевых», трещащая нынче по швам ударными темпами у всех на глазах. И вот я читаю эти комментарии и поневоле задумываюсь – а мне-то самому очень хочется в Советский Союз? Мне, прожившему в той стране и в тех временах довольно приличный кусок вполне сознательной жизни?

Боюсь, что не очень. Или даже совсем не хочется. И вот почему. Я не собираюсь тут заниматься геополитическими выкладками, Боже упаси. Я о другом, об ощущениях и воспоминаниях. Сегодня, когда мне за тридцать, я могу с абсолютной уверенностью сказать – в самых лучших, самых светлых воспоминаниях о том времени собственно Советский Союз, «советчина», все эти имперские штучки практически отсутствуют. И люблю я ту великую эпоху совсем не за это. А за то, что дедушки и бабушки были живы и здоровы, родители были молодыми и веселыми, за летние каникулы, за мультик «Ну, погоди!» и фильм про Шерлока Холмса, за утреннее купание в речке Чулым, за Новый Год, за кассеты с Высоцким и «Аквариумом», за... да мало ли за что еще! У всех нас, дяденек и тетенек в возрасте «за…», есть подобный список.

А вот комсомольские собрания у нас проходили далеко не так бурно, как у стиляги Мэла и отвергнутой им Кати-комиссара. От наших комсомольских собраний второй половины 80-ых чаще всего оставалось на память одно-единственное – совершенно тошнотворный, прогорклый вкус напрасно убитого времени, причем убитого в процессе общего лицемерного вранья. То есть когда все друг другу врут, и при этом каждый прекрасно понимает, что ему врут, и он врет. Но у каждого в этом вранье есть какая-то своя цель, каждому это зачем-то нужно, и поэтому процесс необратим. Очень похоже на сегодняшние корпоративные собрания, кстати.

Я мог бы вспомнить еще немало вот таких примет позднесоветской жизни, но зачем? Зачем пинать мертвого льва? Он действительно когда-то был львом и был во многом велик, могуч, грозен и прекрасен. А во многом – страшен, мерзок и отвратителен. Пусть покоится с миром. А тем, кто в силу возраста не успел познакомиться с этим зверем поближе, лучше не причитать так громко об его кончине, поскольку выглядит это со стороны... мягко говоря, несколько нелепо.

И не злитесь так на стиляг 195... года, молодые люди. Кстати, самый мощный удар по стиляжничеству советская власть нанесла не карательными мерами, не состриганием коков и распарыванием штанин, а... Всемирным фестивалем молодежи и студентов 1957 г. И последующей кратковременной оттепелью конца 50-ых – начала 60-ых. Про это Артем Троицкий очень точно написал почти 20 лет назад в книге «Рок в Союзе... 60-ые, 70-ые, 80-ые» (кстати, недавно переизданной): «И штатники, и битники были немногочисленны и недолговечны. Их декоративно-подражательный стиль и американские замашки оказались явно не к месту в начале 60-ых, когда вся советская молодежь пребывала в эйфории по поводу полета Юрия Гагарина, кубинской революции и объявленной Хрущевым на XXII съезде партии программы построения коммунизма в ближайшие два десятилетия. Декаданс и оппозиционерство оказались абсолютно вне моды. Герой тех лет (скажем, обаятельные парни из кинофильма «Я шагаю по Москве») был деловит и жизнерадостен, полон жажды знаний и романтичен, а главное – мечтал принести пользу обществу. При этом он читал Хэмингуэя и умел танцевать твист. Многое из обихода стиляг стало нормой. Но к этому добавилось то, чего у стиляг никогда не было – сопричастность к жизни своей страны, позитивная социальная роль».

А потом все это благополучно потонуло в брежневском болоте, но это уже отдельный разговор. Что касается собственно фильма «Стиляги» - если развлекательная музыкальная кинокартина порождает так много воспоминаний, размышлений и споров, значит, в ней, как минимум, что-то есть... И все-таки есть одна тема, которую авторы «Стиляг», на мой взгляд, не отработали до конца, не вытянули, не выжали из нее все, что могли. Но об этом в следующий раз, ладно?

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии