Не заплатишь - не покатишь

Минэкономразвития предлагает сделать все федеральные автодороги платными. То есть, дублирующих бесплатных трасс не будут строить вовсе. Как полагают в министерстве, такие меры помогут развить транспортную инфраструктуру в стране. Ни в одной стране мира подобной практики нет, и стоимость проезда по платным магистралям будет выше, чем цена билета на поезд или самолет.

В самое ближайшее время Минэкономразвития «выйдет с предложением отказаться от обязательного наличия альтернативных бесплатных дорог при строительстве новых платных дорог или реконструкции старых». Об этом заявил заместитель министра Андрей Клепач. До сих пор в законодательстве было прописано обязательное наличие бесплатного аналога для каждой платной дороги. Напомним также, что этим летом был принят закон о госкорпорации «Автодор», в чье ведение государство передало федеральные трассы.

Агентство «Интерфакс» цитирует слова замминистра: «Мы будем готовить предложения, чтобы механизм платности автодорог был более гибким, чтобы не было обязательного требования наличия альтернативных бесплатных дорог». Клепач отметил, что бесплатную альтернативу отменят не только для строящихся дорог, но и для реконструируемых. Получается, что большинство федеральных автомагистралей станут платными.

По словам чиновника, это необходимо для развития транспортной инфраструктуры в стране, в том числе для привлечения большего объема частных инвестиций в транспортную инфраструктуру. Клепач полагает, что негативных социальных последствий у этого решения не будет, так как «проезд будет не таким дорогим, чтобы граждане не могли им пользоваться».

РИА «Новости» приводит слова Клепача: «Они будут ездить так же, как ездят в Германии, Китае и других странах». Замминистра уверяет, что во многих странах нет обязательных альтернативных бесплатных дублеров платных магистралей. Сайт «Газета.Ru» попытался выяснить в Минэкономразвития, какой порядок сумм замминистра считает небольшой платой за проезд. Однако в министерстве не смогли это уточнить. Интересно, что при подписании концессионного соглашения о строительстве платной магистрали Москва – Санкт-Петербург в конце июля замминистра транспорта России Олег Белозеров заявил, что за каждый километр новой трассы Москва – Санкт-Петербург проезжающие по ней водители будут платить новой госкорпорации «Автодор» 3,6 руб.

Таким образом, только право проехать по трассе обойдется автомобилистам примерно в 2400 рублей в одну сторону. Для сравнения, стоимость железнодорожного билета Москва – Санкт-Петербург в августе 2009 года – от 400 (электропоезд) до 2000 руб. (купе в фирменном поезде с услугами). Цены на авиабилеты по маршруту Домодедово – Пулково колеблются от 2240 руб. (экономкласс) до 3350 руб. (бизнес-класс). Автомобилисту же придется платить еще и за бензин.

Эксперты считают лишение платных дорог бесплатной альтернативы неконституционным и вредным. Генеральный директор Дорожного проектно-изыскательного и научно-исследовательского института Олег Скворцов сообщил «Газете.Ru», что ничего хорошего из этого не выйдет. Эксперт полагает, что «в первую очередь это повредит как раз экономике. Любая трасса должна быть организована таким образом, чтобы снижалась себестоимость дороги. Введение поборов эту задачу никак не решает. И, главное, в передовых странах мира платные автодороги считаются уже устаревшим институтом. А у нас платные трассы дотируются из госбюджета, что вообще парадокс».

Скворцов был удивлен ссылками замминистра на Китай и Германию: «В Германии просто нет платных дорог. Там есть налог с коммерческих грузовых автомобилей, который начисляется исходя из тоннокилометров. Что касается Китая, то там, во-первых, платные трассы строятся лишь на новых направлениях. А во-вторых, с ними всегда соседствуют бесплатные, хотя и с меньшим количеством полос и куда менее ухоженные».

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин отметил, что предложенные Минэкономразвития «безальтернативно платные» федеральные магистрали противоречат конституционному праву человека на свободу передвижения. «Эта инициатива министерства – закономерное развитие тенденции, начавшейся ранее, – считает Похмелкин. – Когда чиновники только пробивали закон о создании госкорпорации «Автодор», они объясняли ее необходимость возможностью привлечь частные инвестиции. Сейчас, когда они осознали, что частные инвесторы «Автодору» денег не дают, они приняли решение «создать себе условия» – за счет дополнительных поборов с автомобилистов. Это отклонение от мировой практикой. Нет ни одной страны в мире, где у платных дорог не было бы бесплатных аналогов».

Похмелкин также сообщил, что из денег, уплачиваемых автомобилистами в виде налогов, собственно на дороги сейчас идет около 9%. «И вместо того, чтобы упорядочить распределение средств из бюджета, водителей хотят заставить платить за некомпетентность властей», – сказал он.

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии