Умные автомобили будущего

Причем, совсем не далекого будущего. Автомобили умнеют буквально на наших глазах: достаточно окинуть взглядом перспективные разработки ведущих мировых автопроизводителей, такие как навигатор, автопилот и система подстраховки водителя от переутомления.

Важнейшая вещь для водителя – навигация. При этом не важно, в городе вы или в сельской местности, каждому хотелось бы выбирать оптимальный маршрут в зависимости от загрузки магистралей. Правда сейчас эта услуга развивается в виде сторонних сервисов, для которых водителю надо еще докупать навигаторы со встроенными мобильными модемами. Ничего! Уже недалек тот день, когда большинство автомобилей будут сходить с конвейера со встроенным навигационным оборудованием.

Насколько такие системы будут умными? Ну, вот судите сами: во-первых, они будут предоставлять возможность посмотреть на перекрестки с помощью камер, подключенных к сети интернет, во-вторых, прогнозировать загрузку магистралей на основе статистических данных и – внимание! даже «договариваться» с другими автомобилями о том, кто каким путем поедет, чтобы не создавать заторов. Исследования, которые дадут нам эти блага, уже в течение трех лет проводятся в корпорации General Motors и Университет Карнеги – Меллона в специальной лаборатории по разработке новых навигационных технологий.

Попасть в пробку можно даже с умнейшим навигатором – опытный водитель понимает, о чем речь. Но в сочетании с радаром, определяющим дистанцию до других автомобилей не только впереди, но и сбоку, движение в пробке будет более комфортным. Водителю можно будет отпустить руль и, удобно устроившись на сиденье, читать почту, смотреть фильм или разговаривать по видеосвязи с родными, а автомобиль самостоятельно будет «ползти» в пробке, соблюдая скоростной режим и реагируя на сигналы светофоров.

А что же автопилот? Конечно, и автопилот у автомобилей будущего тоже будет, но от руля все равно никто не откажется (скорее всего). Но вот сам руль изменится: на консоль под большие пальцы рук переместятся многофункциональные джойстики, как в игровых приставках (в некоторых моделях это уже происходит), для управления медиацентром, навигатором, бортовым компьютером, скоростным режимом, круиз-контролем и т. д.

Самые продвинутые инженеры Формулы-1 считают, что новый тип управления автомобилем будет во многом голосовым – для этого и место водителя, и места пассажиров будут «перекрываться» несколькими камерами слежения, улавливающими движения губ: на определенные слова можно будет «навесить» необходимые команды. Семикратный чемпион мира по автогонкам в классе «Формула-1» Михаэль Шумахер полагает, что процесс управления автомобильным компьютером должен быть простым и настолько же естественным, как и разговор с другим человеком: он должен быть разумным и исполнительным собеседником. Лучше не сформулируешь!

Ключи от автомобиля тоже скоро станут анахронизмом. Опознание владельца будет комплексным: по форме лица (абрис лица подделать крайне сложно) и голосовой фразе-паролю в сочетании с отпечатком пальца (достаточно коснуться руля, где будут установлены соответствующие сенсоры).

Массу мелочей, которые сегодня большинство водителей делают вручную, можно будет полностью автоматизировать. Например, можно сделать автоматическим переключение дальнего света на ближний при появлении на ночной дороге встречного автомобиля. Кроме того, противотуманные фары при ухудшении видимости должны включаться сами. Ну, и, конечно же, «считывание» дорожных знаков (при явном ограничении скорости – ее автоматическая корректировка, при подъезде к знаку «Stop» – снижение скорости, при указателе «Парковка» – выдача на вспомогательный дисплей плана парковки с указанием свободных мест и т. д.).

Разумеется, все эти системы должны быть надежными и простыми – такими, как современный датчик дождя, включающий дворники в нужный режим в зависимости от интенсивности осадков. Автомобильный дизайнер Майкл Робинсон подсчитал, что в салоне современного автомобиля находится около 150 кнопок, отвечающих за работу той или иной системы автомобиля (аудио-видео, климат-контроль, круиз-контроль и т. д.). Ясно, что в будущем эти подсистемы должны централизованно управляться с помощью бортового компьютера.

Одним из важнейших моментов будет подстраховка водителя от переутомления: уже сейчас в крупных грузовиках или междугородних автобусах можно встретить компьютеры, которые учитывают непрерывное время работы одного водителя и запрещают ему перерабатывать, блокируя работу двигателя. Кстати, особенно ценная разработка – это система оценки состояния водителя и увод автомобиля на обочину с включением аварийной сигнализации, если он все-таки заснул за рулем (подобные разработки ведутся, например, в лаборатории MIT AgeLab, которая уже создала работоспособную версию своей системы под названием AwareCar).

Разговоры о вредности мобильных телефонов не имеют смысла для автомобилистов: мобильник, которым пользуется водитель на большой скорости, может привести к весьма тяжелой аварии. Управляя машиной одной рукой, держа в другой телефон, водитель представляет собой угрозу не меньше, чем находясь в состоянии алкогольного опьянения, – именно к таким выводам пришли ученые Род-Айлендского университета (США). Однако полностью отказаться от «мобильников» мы не в силах, да и звонки бывают срочными, от которых просто так не отмахнешься.

Для борьбы с «мобильной опасностью» разработано много систем – от пассивной безопасности (можно включить персональную «глушилку» сигнала сотового телефона, которая блокирует получение вызовов) и зачитывания вслух поступивших СМС-посланий до автоматического снижения скорости автомобиля при принятии голосового звонка и глушении музыки для воспроизведения разговора через бортовые колонки. Скорее всего, в автомобилях будущего при принятии вызова бортовой компьютер сможет полностью брать «управление на себя», подстраховывая водителя от резких движений и хаотичных перестроений.

Что касается интернета в автомобиле: встроенный мобильный модем и так будет включен в навигационную систему, но с добавлением адаптера Wi-Fi сможет подключить к сети видеотерминал, а также «умные» телефоны и мобильные ПК. Причем с защитой передаваемой информации и высокой скоростью передачи данных даже при 90–120 км/час.

Еще одной особенностью автомобиля будущего станет возможность управления им с помощью сотового телефона. Работы в этом направлении уже ведет компания Toyota. Речь о дистанционном управлении замками дверей, зажиганием, сигнализацией, освещением, климат-контролем, стеклоподъемниками. С другой стороны, владелец сможет получать на свой сотовый телефон информацию о количестве бензина, работе двигателя и местоположении автомобиля.

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии