Форд Прохорова – чем черт не шутит?

На днях стало известно о том, что премьер-министр РФ Владимир Путин встретился с владельцем группы компаний "Онэксим" Михаилом Прохоровым, который сообщил о своем намерении разработать и запустить в производство "принципиально новый городской автомобиль". Как уточнил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, речь шла о проекте "малобюджетного, высокотехнологичного автомобиля нового поколения".

Как выяснилось, Владимиру Путину эта идея очень понравилась. Российский премьер неравнодушен к автомобилям вообще и российскому автопрому, в частности. Он не исключил возможность господдержки проекта и обратился к "соответствующим ведомствам" с требованием проработать его в сжатые сроки.

Журналистам удалось в сжатые сроки раскопать кое-какие подробности загадочного "народного автомобиля" от Михаила Прохорова. Перво-наперво выяснили предполагаемую цену будущей бюджетной модели - около 8,8 тысячи евро (примерно 370 тысяч рублей). А во-вторых, обнаружился и ее разработчик - питерская компания "Яровит-моторс". Правда, эта компания выпускает и продает исключительно грузовые авто, но зато собственной конструкции.

Газета "Ведомости" сообщает, что некоторое время назад "Яровит" разработал проект пятидверного автомобиля с гибридной силовой установкой. Разработчики планировали, что эта машина будет использоваться во время Олимпиады-2014, и даже рассчитывали на госфинансирование. Однако чиновники идею не поддержали, и на автомобиль с "непонятной целевой нишей" денег не дали. И вот этим проектом заинтересовался Прохоров.

Ссылаясь на источники, близкие к самому Михаилу Прохорову ,"Ведомости" пишут, что "Онэксим" хочет создать городской автомобиль с нуля - на базе некоей универсальной платформы, которую можно было бы использовать для выпуска седанов, минивэнов или даже спорткупе.

Согласитесь, идея отличная: самый богатый человек страны (по данным журнала "Финанс" на февраль 2009 года состояние Прохорова составляло 14,1 миллиарда долларов США), решил вложить средства в создание массового бюджетного автомобиля. Причем вложить не куда-нибудь, а в российский автопром! Но все безоблачно только на первый взгляд.

Если присмотреться повнимательнее, то этот проект кажется утопией. Вот, скажем, цена будущего "бюджетного" автомобиля - 8,8 тысячи евро, или 370 тысяч рублей. За такую сумму можно купить практически любую модель Волжского автозавода, за исключением самых дорогих версий Lada Priora - тех, что с кондиционером, АБС, датчиками дождя и прочими излишествами. В 370 тысяч можно уложиться и при покупке французского бюджетного седана Renault Logan, который собирает московский "Автофрамосе" - цены на "Логан" начинаются от 299 тысяч рублей!

Скептики тут же подсчитали, что сколько стоит и заявили, что у Прохорова вряд ли получится разработать полноценный гибрид или электромобиль со сложной технической начинкой, стоимость которого составит 12,5 тысячи долларов. Ведь только комплект литий-ионных батарей для подобного гибрида обойдется в 7-9 тысяч долларов.

Вот, например, в США самый доступная гибридная модель - Honda Insight - стоит почти 20 тысяч долларов, а трехколесный городской электромобиль ZAP Xebra с запасом хода в 40 километров - больше 11 тысяч долларов.

Вдобавок, чтобы удержать цену на бюджетную модель на приемлемом уровне, ее нужно выпускать огромными тиражами - по оценкам экспертов, не меньше 500 тысяч штук в год. Однако российский рынок, в 2009 году с трудом переваривший лишь 1,46 миллиона автомобилей, к таким объемам пока не готов: "АвтоВАЗ", например, за год продал всего 349 тысяч машин.

К тому же у владельца компании "Онэксим" пока нет опыта работы в автобизнесе. По данным газеты "Коммерсант", Прохоров планирует потратить на этот проект всего 100 миллионов евро. А между тем, создание с нуля и запуск в производство целого семейства массовых автомобилей, удовлетворяющих современным экологическим нормам и требованиям безопасности, потребуют огромных инвестиций - порядка миллиарда долларов США.

Разумеется, глава группы "Онэксим" рассчитывает на помощь со стороны правительства. Именно поэтому он готов организовать производство нового автомобиля либо под Петербургом (где уже существует сборочная площадка "Яровита"), либо в любом другом регионе, за исключением Тольятти - там уже есть свой автозавод. Главный вопрос: готовы ли власти к многомиллиардным инвестициям в этот, не до конца продуманный проект?

Главная неясность вот в чем: зачем создавать в России новое семейство автомобилей независимо от двух российских автогигантов - "АвтоВАЗа" и "Группы ГАЗ"? Им как раз требуется финансовая помощь на обновление модельного ряда.

Если предположить, что проект Прохорова успешно заработает, в нашей стране появится еще одно крупное автопроизводство, конкуренция с которым если не убьет, то, по крайней мере, сильно подпортит из без того не сладкую жизнь отечественных заводов. В случае же неудачи кажется наиболее вероятным - много миллиардов рублей, в том числе из госбюджета, будут выброшены на ветер.

Впрочем, что такое сотни миллионов евро для самого богатого человека России, когда у него появился шанс сделать то, что пока никому не удавалось - выпустить недорогой и качественный российский автомобиль?

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии