"Пернатая угроза": защиты не существует?

"Пернатая угроза": защиты не существует?Странно, но факт есть факт – защищая самолеты от современного оружия, человек оказался бессильным перед "пернатой угрозой". Столкновение самолета с птицей способно привести к катастрофе. И летчикам и конструкторам приходится относиться к этому всерьез, ведь на деле оказывается, что птица частенько попадает именно в то место, где машина наиболее уязвима. А облететь стаю летчик не успеет, если даже и заметит опасность.

Впервые факт столкновения птицы с самолетом, закончившийся крайне неприятно для обеих сторон, был зафиксирован в Калифорнии в 1912 году. Чайка, попавшая в рулевое управление, погубила и машину, и пилота. После этого появился специальный термин "Bird Strike" или BASH (Bird Aircraft Strike Hazard), а спустя некоторое время и целая наука - авиационная орнитология, занявшаяся изучением подобных случаев и мер по их предупреждению.

Со временем скорости летательных аппаратов возросли многократно, и, как следствие, результаты участившихся летных инцидентов с участием пернатых становились все более разрушительными. Лобовое стекло истребителя, которое пробивали далеко не все пули, почему-то с легкостью разбивала попавшаяся навстречу птица. Известны даже случаи, когда в результате таких столкновений в фюзеляже и крыльях машин возникали сквозные отверстия.

Каждое такое попадание могло стать причиной гибели машины и экипажа. К примеру, если птица "влетала" в воздухозаборники двигателя, то нередко деформировались лопатки турбин, изготовленные из прочнейших титановых сплавов, а повреждения могли быть настолько значительными, что двигатель выходил из строя. Пробоина в фюзеляже под действием воздушного потока начинала расширяться, из-за чего ухудшались аэродинамические свойства летящей машины. Разбитое стекло кабины приводило к разгерметизации внутренних помещений, создававшей смертельную опасность для экипажа и пассажиров.

Одним из недавних героев статистики авиационной орнитологии стал вице-президент США Дик Чейни, в самолет которого птица попала при заходе на посадку в аэропорту Чикаго. Но люди и техника в этом происшествии практически не пострадали, поскольку пилотам удалось благополучно посадить машину. В июле 2006 года вынужденную посадку совершил Ту-134, на борту которого находился главком ВМФ России. Из-за попадания птицы в двигатель в момент разгона самолет загорелся. Пожар удалось локализовать только через полтора часа после удачной посадки.

В 2004 году, газета "Комсомольская правда" писала о том, как одна-единственная птаха чуть было не загубила цвет российской "оборонки" заодно с журналистами кремлевского пула. Ил-62 вылетел из Дели в Бангалор, где должна была состояться встреча Владимира Путина с деловыми кругами России и Индии. Через 20 минут полета в самолете что-то "грохнуло и затарахтело". Кто-то из пассажиров с ужасом прошептал: "баклан".

Сейчас страшно подумать, какие последствия могло иметь столкновение. Ведь на борту, помимо руководителя "Рособоронэкспорта", находились главы компаний "МиГ" и "Сухой". В итоге, когда пассажиры после удачного приземления вышли из салона, они с удивлением обнаружили, что попали вовсе не в Бангалор, а в Бомбей. По предварительной версии, во время взлета птица врезалась в обтекатель локатора и слегка вогнула его. Когда же самолет стал набирать высоту, обтекатель начал разрушаться. Именно поэтому направление полета пришлось изменить, а о подробностях встречи российского президента с бизнесменами общественность узнала только поверхностно.

Столкновения с птицами далеко не всегда заканчивались бескровно, а жертвами пернатых нередко становились и куда более защищенные военные самолеты. Так, например, в 1995 году в штате Арканзас после взлета потерпел крушение самолет дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3 Sentry ВВС США. Два двигателя вышли из строя, поскольку в них попали несколько канадских гусей, оказавшихся на пути машины. 24 человека, находившихся на борту, погибли.

Для защиты самолетов от птиц на сегодняшний день человечество изобрело множество способов, хотя справедливости ради стоит сказать: ни один из них не может гарантировать стопроцентной защиты. Существует даже специальная организация International Bird Strike Committee, занимающаяся этой проблемой. Ее специалисты разработали 9 стандартов, соблюдение которых может максимально обезопасить аэродром от попадания птицы на взлете и при посадке, поскольку именно в эти периоды машина наиболее уязвима.

Способы, с помощью которых пернатых обычно отваживают от аэродромов, хорошо известны. К примеру, техники устанавливают вдоль взлетных полос обычные пугала или стращают птиц звуковыми сигналами. Кроме этого, стараются уничтожать растения, семена которых привлекают стаи. А некоторые авиационные орнитологи специально держат хищных птиц (например, соколов или ястребов), с помощью которых отгоняют перед полетами потенциально опасные стаи. Этот способ взяли на вооружение уже не только на Западе, но и в России.

Но, несмотря на все усилия, авиационная статистика по-прежнему изобилует происшествиями, косвенными виновниками которых становятся птицы. Международная организация гражданской авиации ежегодно регистрирует более 5 тысяч таких случаев, а в ВВС США за последние 20 лет зафиксировали 62,5 тысячи инцидентов с участием пернатых. Как это ни парадоксально, новейшие технологии, которые могут защитить машину от новейшего вооружения и средств ПВО, не в силах противостоять обычным птицам. Некоторые журналисты, знакомые с проблемой, называют птиц смертниками, защищающими свою территорию - небо от захватчиков с земли. Если продолжить эту невеселую аналогию, то получается, что пернатые ведут с летательными аппаратами что-то вроде партизанской войны. Слава ждет того, кто сумеет подписать с ними мирный договор…

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии