
Неприятно поразило немалое количество патетических комментариев в духе: «Стиляги» - это шедевр издевательства над нашими дедушками и бабушками, над нашим простым, скромным и трудолюбивым советским народом! Народ только-только войну выиграл, страну восстанавливал, верил в иделы, вальсы, польки и краковяк танцевал в парках культуры и отдыха! А стиляги, детки советской элиты, бесившиеся с жиру, всех этих замечательных советских людей поголовно записали в «жлобы». Да не было у этих стиляг на самом деле никакого прорыва к свободе, одно только тупое киряние-барание, хаты, чувихи, заграничные шмотки да пластинки. И правильно им комсомольцы портняжными ножницами волосы обрезали да штанины брюк-дудочек разрывали до промежности! Потому что именно они, cтиляги, и начали подтачивать изнутри нашу Великую Советскую Империю!»

...М-н-да... Под фразой «во многом благодаря Комсомолу Советская, нынче просто Россия, достигла того, чего она достигла», думаю, с удовольствием подпишется любой бывший комсомолец. И комсомолец Ходорковский, и комсомолец Медведев, и комсомолец Прохоров, благодарность которому выражают в тирах создатели «Стиляг». Но я не об этом. К авторам подобных комментариев, как справедливо заметил кто-то, и в профиль не заглядывай – год рождения 198... Ну, в крайнем случае, самый конец 70-ых. И представления о Великой Советской Империи у них на уровне песни группы «Ундервудъ» «Очень хочется в Советский Союз» (отличной песни, кстати).
Им, видимо, трудно представить, что Советский Союз 70-80-ых, о котором уважаемым «аффтарам» папа и мама рассказывали много хорошего, и Великая Советская Империя середины 50-ых – это две большие, очень большие разницы. И, похоже, сложно осознать, что фильм «Стиляги» ни в коем случае не претендует на историческую точность, в противном случае он был бы гораздо более жестким и трагичным. «Стиляги» - это все-таки музыкальный фильм (хотя его создатели упорно избегают слова «мюзикл»), и в нем, как и должно быть в нормальном музыкальном фильме, все чересчур, все через край, все заметно преувеличено. И попугайская яркость стиляг, и тоталитарная серость комсомольцев - в жизни все было скромнее, беднее, проще, но разнообразнее, с бОльшим количеством оттенков, полутонов и нюансов. И жестче, намного жестче.

Боб – студент-медик, Польза работает медсестрой, Дрын – тот вообще ученик токаря. Вот и рушится стройная теория о том, что все стиляги были мальчиками-мажорами и девочками-мажорками. Но у адептов этой теории остается последний, великий и ужасный довод – кем бы они ни были, стиляги эти, Империю-то нашу замечательную именно они начали подрывать изнутри! Империю им жалко, видите ли. Империю, в которой они практически не жили, которой толком не помнят, которую не знают настолько, что вполне серьезно задают на форумах и в гостевых книгах вопросы «да за что вообще комсомольцы гоняли этих придурков-стиляг, зачем им это было нужно?»

Боюсь, что не очень. Или даже совсем не хочется. И вот почему. Я не собираюсь тут заниматься геополитическими выкладками, Боже упаси. Я о другом, об ощущениях и воспоминаниях. Сегодня, когда мне за тридцать, я могу с абсолютной уверенностью сказать – в самых лучших, самых светлых воспоминаниях о том времени собственно Советский Союз, «советчина», все эти имперские штучки практически отсутствуют. И люблю я ту великую эпоху совсем не за это. А за то, что дедушки и бабушки были живы и здоровы, родители были молодыми и веселыми, за летние каникулы, за мультик «Ну, погоди!» и фильм про Шерлока Холмса, за утреннее купание в речке Чулым, за Новый Год, за кассеты с Высоцким и «Аквариумом», за... да мало ли за что еще! У всех нас, дяденек и тетенек в возрасте «за…», есть подобный список.

Я мог бы вспомнить еще немало вот таких примет позднесоветской жизни, но зачем? Зачем пинать мертвого льва? Он действительно когда-то был львом и был во многом велик, могуч, грозен и прекрасен. А во многом – страшен, мерзок и отвратителен. Пусть покоится с миром. А тем, кто в силу возраста не успел познакомиться с этим зверем поближе, лучше не причитать так громко об его кончине, поскольку выглядит это со стороны... мягко говоря, несколько нелепо.

А потом все это благополучно потонуло в брежневском болоте, но это уже отдельный разговор. Что касается собственно фильма «Стиляги» - если развлекательная музыкальная кинокартина порождает так много воспоминаний, размышлений и споров, значит, в ней, как минимум, что-то есть... И все-таки есть одна тема, которую авторы «Стиляг», на мой взгляд, не отработали до конца, не вытянули, не выжали из нее все, что могли. Но об этом в следующий раз, ладно?