Леонид Тишков: "Вся жизнь - поиски чуда"

VIII красноярская биеннале "Даль" привлекла внимание многих именитых людей, связанных с искусством. В их числе и Леонид Тишков - известный московский художник, который приехал, чтобы продемонстрировать свои работы на тему памяти и дали.

Слишком много пространства

- Леонид, будучи врачом по образованию, вы стали художником. Довольно кардинальная смена деятельности...
- Кажется, у Толстого есть мысль о том, что путь становления русского человека - самый извилистый. Если взять историю какого-нибудь писателя или художника, то непременно обнаружишь там некие метания. То он врач, потом становится писателем, как это было у Булгакова, то отказывается от военной карьеры ради творчества, как Толстой. У нас в России человек долго не может определиться, потому что его окружает такое большое пространство, что часто невозможно понять, где ты находишься. Нет возможности сразу решить, кем ты будешь, всегда находишься в состоянии выбора, все время на каком- то пустыре, в пространстве, и глаз видит бескрайние дали и дороги. Европейский же человек рождается в очень уютном пространстве. Например, он растет в маленьком итальянском городишке, папа у него хозяин скобяной лавки. И он станет его последователем, а затем и дети его. Такому больше ничего не нужно, он будет счастлив, потому что выбор как таковой уже предопределен.
- Получается, удел русского художника - все время сомневаться в правильности выбранного пути? А как же призвание?
- Да, это наша доля - сомневаться, мучиться вопросами: или вечными, или минутными. Но вариантов выбора много, поэтому их, по сути, нет. Все необязательно, все мимолетно, и мы можем надеяться только на случай или на чудо. Вся моя жизнь проходит в поисках чудесного. И все время я занимался тем, что искал чудесное, потому что только чудесное помогает мне чувствовать под ногами почву. Если ты не веришь в него - то все, можно подумать, что идти дальше некуда, если же веришь, то сохраняешь присутствие духа и вместе с этим веру в то, что твое занятие - это предназначение в жизни.

Нас мало, но мы нужны

- Говоря про писателей, часто упоминают фразу "основные мотивы творчества". Скажите, а в вашем творчестве есть ярко выраженные темы?
- Меня очень интересует память и то, как мы можем ее трансформировать в искусство, личные воспоминания превратить в произведение, которое будет трогать и другого человека. Получается, твоя личная история становится историей общей. Я современный художник и работаю не с красками и холстом, а с некими объектами, ситуациями. Конечно, думаю и об эстетической стороне работ, но прежде всего мне важно эмоциональное воздействие. Например, на красноярской биеннале я показываю "Белые пятна памяти". Это произведение - история моей семьи и лично моя. Когда мама умерла, у нас осталось много одежды и постельного белья. Раньше пожилые люди очень трудно прощались с бельем, зашивали по многу раз. Некоторые простыни аж полупрозрачные - так долго на них спали. И я предложил вывесить их в пустынном пространстве, на острове Татышев. Представляете: идешь и видишь, как на ветру висят и полощутся простыни и пододеяльники. Возникает чувство потерянности, так как рядом сушатся чьи-то интимные вещи, а хозяина нет... Для того чтобы композиция произвела более сильное впечатление, мы решили собрать у красноярцев старое белье (только моего было мало). Вот так личная история становится частью коллективной памяти. Ты будешь ходить по этому полю и испытывать ощущение, что прощаешься с чем-то, но это прощание светлое.

Художник - непрестижная профессия

- Как вы оцениваете положение художников в современном мире?
- Последний опрос населения показал, что профессия художника - одна из самых непрестижных в обществе. Не понимаю, почему так? Человек предпочтет быть сантехником, менеджером в банке, но художником - ни за какие коврижки. Поэтому нас, художников, мало, но мы нужны. Нужны, чтобы показать, что в мире есть что-то еще, кроме материального, что-то, не вписывающееся в рамки обыденного смысла. Художник создает что-то из ничего, основывается на случайных находках, а остальные профессии уже используют его творчество, чтобы создать нечто на его основе. Для работы тех же дизайнеров нужны художники, чьими идеями они "питаются". Художники - люди странные, они живут в своем мире, где смещены акценты, где ценность искусства выше, чем обыденные вещи. Но они дарят другим ощущение приоткрытого окна в другой мир, и это хорошо.
- Наверное, люди не хотят посвящать жизнь творчеству, потому что не видят в работе художника материальной стабильности.
- Да, материально художнику живется не очень, но это далеко не самое важное, потому что количество денег не определяет количество счастья, это не пропорциональные вещи. Деньги не являются мерилом гармонии человеческой жизни, а художник всегда старается жить в гармонии с той средой, в которой он творит, для него весь мир живой. Необязательно ехать куда-то далеко на курорт за вдохновением, можно просто выйти в сад или лес и восхищаться травинками или листиками. Если ты будешь богатым, то у тебя не останется времени думать о прекрасном, потому что все время будут занимать мысли о том, как заработать больше денег.

Искусство везде одно

- Критики дают названия разным временным этапам, эпохам в искусстве. Какое, по-вашему, искусство сейчас?
- Такое же, какое и всегда. Искусство - мерило человеческого существования, а человек, по сути, не меняется. У нас же не выросли дополнительные руки, не появилось какое-то другое отношение к жизни и смерти. Изменились только внешние атрибуты, вы сейчас любимому человеку пишете смс, а раньше бы писали на бумаге, но писали бы то же самое. Конечно, у художников появились новые возможности: видео, фотография, интернет. Но я считаю, что сейчас основное определение искусства - это последний остров свободы. Именно в нем мы можем быть свободны и делать что-то без оглядок на политику или социальные клише. С детского сада человека, как винтик, встраивают в некую социальную систему, и ты должен подчиняться ей и при этом улыбаться. Искусство позволяет создать такую резервацию, где художник ощущает себя собой.
- А есть какая-то разница между западным и российским искусством?
- Никаких различий, человек - он везде человек. Поэтому искусство всегда говорит об одном, независимо от цвета кожи и языка. У меня есть проект, который очень популярен в разных странах. Называется "Частная луна" и рассказывает про человека, который однажды увидел луну, упавшую с неба. Когда ты смотришь изображения, трудно сказать, какой национальности этот человек, а луна везде одинаковая, и она влияет на человека, кем бы он ни был. Так и хорошее искусство понятно везде и всем.

Досье

Леонид Тишков родился в 1953 году. В 1979-м окончил Московский медицинский институт им. Сеченова, работал врачом. В дальнейшем посвятил свою жизнь искусству. Его выставки проходят не только во всех крупных российских городах, но и за рубежом. Работы Тишкова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств Северо-Западного университета (Чикаго), Музея современного искусства в Нью-Йорке. Помимо этого Леонид занимался созданием иллюстраций к книгам Кэролла, Чапека, Хармса, Ильфа и Петрова. Также было опубликовано несколько его собственных книг, в том числе - "Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта".

Софья Мохова

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии