"Я словно песчинка в вихре XXI века"

Умерла Валентина Толкунова. Это случилось 22 марта в Москве. Ей было 63 года. Еще 16 февраля стало известно, что Толкуновой стало плохо в Болруссии, в Могилеве, где она выступала. Скоро из могилевской больницы ее перевели в Боткинскую. Тяжелое онкологическое заболевание поставило крест на всех запланированных концертах, поклонникам объявили об их отмене.

Родилась Валентина Толкунова в Армавире в семье железнодорожников. Сразу после рождения дочери родители переехали в Москву. Жизнь будущей певицы с раннего детства оказалась связана с музыкой: она пела в Московском детском хоре и в ансамбле Центрального дома железнодорожников под руководством Семена Дунаевского. Когда ей исполнилось 18 лет, она поступила в Московский государственный институт культуры на дирижерско-хоровое отделение, а через 2 года прошла по конкурсу в вокально-инструментальный оркестр, или, говоря точнее, джазовый биг-бенд при Росконцерте.

"Помню, пришла в институт и говорю: "Я теперь артистка и не могу учиться на дневном", а мне отвечают: "А на заочное мы тебя переводить не станем, ты слишком хорошая студентка". И правда, я всегда отлично училась. Так я и покинула МГИК и ушла в ВИО-66, где пять лет пела партии первого сопрано, а также джазовую музыку", - рассказывала певица в интервью.

Первым мужем Толкуновой стал руководитель биг-бенда, прославленный джазмен Юрий Саульский. Расформирование ВИО-66 совпало по времени с расставанием супругов. "У него было несколько жен, я даже не знаю точно, какой по счету женой я ему приходилась, но каждую свою жену он очень любил. Я благодарна богу за то, что у меня были пять чудесных лет с таким великолепным, умным, талантливым человеком". Во втором браке, с писателем и журналистом-международником Юрием Папоровым, Толкунова прожила около 30 лет. У них родился сын Николай.

Когда Толкунова закончила Гнесинское училище, она решила заняться сольной карьерой. Ее дебют состоялся в 1972 году на творческом вечере поэта Льва Ошанина. Певица работала с композиторами Павлом Аедоницким, Эдуардом Колмановским, Людмилой Лядовой, Микаэлом Таривердиевым, Виктором Успенским, Александрой Пахмутовой. Среди песен, которые прославили Толкунову, - суперпопулярные шлягеры последних советских десятилетий: "Стою на полустаночке", "Я не могу иначе", "Носики-курносики", "Во всем мне хочется дойти до самой сути", "Я деревенская", "Серебряные свадьбы", "Поговори со мною, мама", "Мой милый, если б не было войны".

Коллеги Толкуновой все, как один, говорят, что сейчас невозможно представить эти песни, спетые кем-то другим: певица создала свою неповторимую манеру исполнения - задушевную, откровенную, очень лирическую, очень женственную. Благодаря этой манере советская песня Толкуновой никогда не была советской в полном смысле слова, и, недаром певица говорила: "Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни".

Во 2-й половине 1980-х Толкунова создала свой собственный (при государственной поддержке) музыкальный театр. Среди спектаклей, которые были поставлены театром на сцене ГЦКЗ "Россия", - опера "Русские женщины" по поэме Некрасова и стихам Пушкина и Кольцова.

В 1987 году Толкуновой было присвоено звание народной артистки РСФСР, ее наградили орденами Дружбы и Почета. Правда, в последние годы Толкунова фактически пропала с экрана телевизора. "Это связано с деньгами. У меня нет таких денег, чтобы платить за то, чтобы появиться на экране. Это же бешеные деньги, а кланяться спонсорам я не хочу, - объясняла она. - Те, кто хочет меня слышать и видеть, те меня видят и слышат. Концертов у меня столько же, сколько и раньше".

В поздних интервью Толкуновой звучит тоска по высокой культуре. "Мне очень трудно понять, как при сегодняшней доступности литературы, при том, что лавки переполнены Цветаевой и Ахматовой, почему эти стихи не складываются в песни и никому не нужны?.. У людей при полных карманах денег обнищал дух. Раньше все было наоборот - Цветаеву или Ахматову было невозможно достать. Но люди были высоко духовны, они были готовы к слушанию и чтению таких стихов. А сейчас они не то что не готовы, они слушать даже этого не хотят. Раньше я пела баллады на стихи Гарсии Лорки. Кому они сейчас нужны?.."

Однажды Валентина Толкунова призналась, что хотела бы жить в XIX веке. "По сути своей я все-таки из ХIХ столетия, там мне все близко. Когда я читаю великую прозу или окунаюсь в гениальную поэзию, когда открываю томик Пушкина, Тургенева, Достоевского, чувствую, что оттуда". На вопрос: "Тургеневская девушка?" - ответила: "Мне кажется, да". И еще: "Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой".

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети

Вам также будет интересно

Популярное

Последние комментарии