Вифлеемская звезда: комета или планета?

Вифлеемская звезда, как явление, продолжает будоражить умы, интерес к ней сохраняется и среди ученых, так как это – одно из немногих чудес, к которым можно применить метод научного познания. И вот последние новости: в Великобритании предложено новое объяснение Вифлеемской звезды.

Вифлеемская зведа – небесное светило, которое, по Евангелию, возникло на небе в момент рождения Иисуса Христа и указало волхвам путь к нему. Наиболее правдоподобные объяснения, предложенные астрономами: яркая комета, вспышка сверхновой звезды и соединение Юпитера и Венеры (соединением называется такое расположение двух небесных светил, когда разность их эклиптических долгот для земного наблюдателя равна нулю, то есть в этот момент светила расположены на небе близко друг к другу).

Последняя версия имеет то преимущество, что, по Евангелию, сами жители Иудеи не заметили никакого чудесного явления. Поэтому с большей долей вероятности речь идет о таком событии, как соединение, на которое обратит внимание не каждый простой житель. Комета или вспышка яркой сверхновой явно привлекла бы к себе большое внимание.

Новое предположение основывается на еще более неочевидном явлении, чем соединение Венеры и Юпитера. Известный в Великобритании популяризатор астрономии и действительный член Королевского астрономического общества Марк Томпсон провел компьютерные расчеты движения небесных светил. Он обратил внимание на то, что в период с сентября 3 года до нашей эры по май 2 года до нашей эры трижды наблюдалось соединение Юпитера и Регула – самой яркой звезды в созвездии Льва.

Если последовательно фиксировать положение внешней планеты (то есть планеты, которая находится от Солнца дальше Земли), то можно заметить, что она периодически описывает «петли» на фоне далеких звезд.

Именно в этот момент планета меняет свое движение с прямого на попятное, что дает ей возможность трижды за короткий промежуток времени вступать в соединение с одним и тем же объектом.

Юпитер своего рода «царь планет», самая большая планета Солнечной системы. Созвездие, где находится Регул, с которым трижды соединялся Юпитер, названо в честь «царя зверей» льва. Поэтому Марк Томпсон предположил, что волхвы вполне могли посчитать тройное соединение Юпитера и Регула свидетельством рождения «царя небесного».

Разумеется, если взглянуть на вещи объективно, то гипотеза Марка Томпсона имеет еще меньше научной значимости, чем недавно опубликованное в журнале PLoS ONE доказательство возможности явления разделение моря по мановению жезла пророка Моисея, описанное в Ветхом завете.

Но люди хотят научного доказательства существования чудес (телекинеза, чтения мыслей, хождения по воде, воскресения мертвых и прочего). Ученые, чья задача – познание мира, действительно иногда ищут таких доказательств, выдвигают гипотезы, ищут факты.

И результат получается парадоксальный. Рождается интересная подмена: неправильный, но очень естественный мыслительный рефлекс приводит людей к заключению, что если научно доказано существование Вифлеемской звезды, то значит, научно доказано и то, что все описанное в Евангелии – правда.

Если есть экзопланеты, то есть и зеленые человечки. Если энцефалограмма медитирующего буддийского монаха показывает необычные данные, значит его душа странствует по другим мирам. На самом деле это лишь говорит о громадной и часто неосознанной вере людей в научный подход: хотя сама постановка вопроса о «доказательстве чуда» является логическим оксюмороном, люди ищут таких доказательств.

Задача же ученого – тщательно отделять свои исследования от жульнических выводов из них. Наука может иметь дело либо с проверяемыми и повторяемыми явлениями, либо с непротиворечивыми теоретическими моделями, ждущими экспериментального подтверждения. Но религиозный опыт медитирующих монахов останется вне поля компетенции и интереса науки. Как и вообще все то, что делает для людей чудо – чудом.